Норвегия

Ну вот не прошло и года, как я собралась с мыслями и написала этот пост) Надеюсь кому-то он будет полезен, остальным просто интересен)
Итак. Наше путешествие получилось совершенно спонтанным. Норвегию мы обсуждали давно и не имея больших средств, но имея кучу долгов, она так и оставалась мечтой.

В июне Андрей делает мне предложение, мы готовимся к свадьбе, и за пару недель до мероприятия он заявляет, что после свадьбы мы едем на машине по Скандинавии! Вот я правда не ожидала! Я всегда за все движухи; ехать с палатками, ехать на поездах, велосипедах, на чем угодно, идти пешком, пока ноги не отваляться - без проблем! Лишь бы что-то новое, что-то интересное, смотреть, дышать, закрывать глаза и быть свободным... Но Андрей очень долго к этому моему рвению относился скептически, мол я девочка и мне это все должно даваться сверх тяжко и вообще как я без ежедневного принятия комфортного душа! да запросто! У девочек свои секреты ухода и красоты;)
В общем я даже не знаю как так все идеально сложилось, но мы действительно не имея особо средств рванули в самую дорогую страну в Скандинавии. И никаких проблем у нас там не возникло.

Подготовка наша началась с починки машины. Она весь месяц хворала, и то отказывалась заводиться, то в ней ломались какие-то детали. В финальный раз посещения сервиса перед поездкой, друг-механик смотрел на нас, как на сумасшедших и говорил, что на нашем авто лучшее вообще никуда дальше дачи не ездить. Но нас уже было не остановить. Ведь все было завязано на машине. Она была средством передвижения и периодически местом ночевки. Такой вот дом на колесах. Благо мы гномы и обычного седана нам хватает для нормального сна с выпрямленными ногами.)
​Это пожалуй первый совет. Если хотите посмотреть побольше и поменьше потратить, поезжайте на авто. Бензин, да, не дешевый, платные парковки, платные дороги, но это все не так дорого и муторно, как лететь на самолете и арендовать машину там. Возможно дешевле будет только на велике)) таких туристов кстати мы там частенько встречали.

Еще будучи в Москве мы запаслись провиантом, но переборщили, и получилось, что везли с собой запас еды человек на 6! У нас с собой был газовый баллон и плитка, очень компактная и мобильная штука, в любой момент можно было остановиться и погреть воду для чая или при желании приготовить еду. Соответственно у нас с собой было полно круп, консервов, сухих завтраков, чаев, кофе/какао и всевозможных сластей и вкуснях. И пару килло яблок, которые оказались самым желанным продуктом! Сухомятка надоедает уже на 2-ой день и начинает хотеться супа, овощей и фруктов. В Норвегии мы не были ни в одном заведении питания, все очень дорого, да и мы люди не пафосные, скромно останавливались на берегу озер и готовили ужин под звездами. Так куда романтичнее. Хотя мы заходили в местные супермаркеты и покупали хлеб, молоко и всякие вкусности. К слову сказать, вдоль всех дорог там расположены очень цивильные места для отдыха. Они буквально на каждом километре. И чаще всего с них еще и красивый вид открывается. Сидишь, попиваешь чай и наслаждаешься местным ландшафтом, мелочь, но приятная.

Блин я уже устала писать! И как люди блоги ведут... у меня такой винегрет в голове и хочется все рассказать и приписывать "а еще...а еще!", проще стометровку пробежать ахах))

В общем 23 августа, в 05.00 мы стартовали из дома. Кельта оставили на попечение моей маме, которая нас собирала и провожала в путь.
Маршрут был таков: Москва - Таллин - Стокгольм - Осло - Ставангер - Берген - Стокгольм - Хельсинки - Питер - Москва
До Таллина мы добрались крайне быстро и легко, всего за 12 часов, останавливаясь наверное раза 4 за всю дорогу. В Таллине был забронирован хостел, но войдя внутрь, мы поняли, что там не останемся. Он был заселен сплошными арабами и неграми исключительно мужского пола. Такое соседство нас огорчило и было решено заночевать в тачке.

На следующий день нас ждал паром, но до его отправления было время осмотреть город.

Таллин вызвал смешаные впечатления. То нам встречались какие-то накуренные подростки, желающие чтобы мы скинули денег на борьбу с непонятно чем, то в картину старого города вписывался пьяница, еле волочащий ноги. А с другой стороны Таллин - это красивый старый город, маленький, уютный, с красными черепичными крышами и мощеными брусом улочками, с вкусной едой и улыбчивыми лицами местных. Мы к тому моменту пересмотрели все передачи Орла и Решки про интересующие нас страны и наотмечали несколько мест для посещения, в числе их было кафе “Kompressor”, где готовят офигенно вкусные огромные блины!

Находившись по городу и забравшись почти на все башни мы направились в сторону парома. Паром вообще отдельная тема. Это пожалуй одно из самых ярких впечатлений от поездки. Огромная махина в которую помещается несколько десятков фур, автобусов и машин. Еще один плюс к положительным впечатлениям, то, что нам посчастливилось ехать с большой группой собачников, вероятно ехавших домой с какой-то выставки. И среди них были стаффо- и питовладельцы) Мы, конечно, не упустили момент подкатить к ним и порасспрашивать про питомцев и про то, как вообще тут к таким собакам относятся.

Забавно, что собачникам даже выделили место для выгула питомцев, особо не заморачиваясь, прямо напротив окон ресторана))

Расположившись в каюте и немного отдохнув, мы направились на палубу и застали самый волшебный закат в моей жизни!!

Утром прибыли в Стокгольм, но решили в нем не задерживаться и погнали в Норвегию. Там после первой палаточной ночевки отправились в Осло, обошли все музеи, побродили по самому городу, повыбирали дома, в которых будем жить) Из всей поездки это самый приятный город: чистый, просторный, зеленый, с коттеджными районами, люди доброжелательные, в общем лепый по всем пунктам.

Ну и все, после Осло наш четкий план путешествия превратился в спонтанный. Мы стали просто смотреть по карте достопримечательности , которые находились на пути в Берген и ездить их смотреть. Тут еще надо отметить, что в Норвегии куда не плюнь везде туристические тропы и разные там скалы, горы, водопады и тд. поэтому, например, не имеет смысла бронировать тур по фьордам, вы на машине просто постоянно вдоль них едите. Лучше уж арендовать лодку или байдарку и поплавать самим.

Язык Тролля. Ох, это безусловно самое крутое приключение поездки. К отправной точке восхождения на "язык" мы приехали ночью и просто встали на парковке и заночевали в машине. Народа никого. Хорошо. Утром открываем глаза и видим, что почти вся парковка забита машинами, люди в спортивных легинсах и непродуваемых куртках повсюду! Восхождение начиналось с подъема по неработающей фуникулерной дороге. Снизу выглядела она не страшно, наоборот даже комфортабельно, ступенечки, все дела. Но в середине пути у меня начали потеть ладошки и гореть от напряжения ноги. Я боюсь высоты и каждый раз, смотря в просветы между шпал, сквозь которые была видна неблизкая каменистая земля, мне становилось не очень. Чтобы меня отвлечь Андрей мне даже пел.

Охота пуще неволи. За час доковыляли до верха. Я почему-то пропустила момент, когда мы обговаривали как до "языка" добираться и совсем не ожидала, что это 11 км каменистой дороги, то в гору, то по плоскогорью. Поэтому все желающие подняться туда, приезжают с самого утра, тк дорога в одну сторону займет как минимум часа 4. В общем это все фигня, для тех, кто любит ходить и ведет более-менее активный образ жизни, эта прогулка будет скорее в удовольствие. Тем более, когда вокруг такой потрясающий пейзаж.

Шли мы вполне бодро. После фуникулера дороги разветвлялись и уходили на разные маршруты. Несмотря на такой длинный путь, нам постоянно встречались туристы. Все позитивные, улыбчивые, проходя мимо, здороваются. Полно туристов с палатками. И вот наконец мы добрались до места и!.. попали в очередь из желающих сфотографироваться на краю "языка") Тоже встали. Перед нами были 3-е ребят, мы попросить у них сделать нам несколько кадров. Они не отказали и вообще оказалось они латыши и говорят по-русски.
Нафоткавшись, решили расположиться на ближайшем выступе, выпить чаи и понаслаждаться видом. Конечно словами не описать, что испытываешь там на вершине. Такое хорошо уловимое чувство свободы. От всего, от всех мыслей, от привычных будней, просто хочется закрыть глаза и ни о чем не думать.

Спускаться было сложнее. Окончательно забились ноги, ныли колени из-за постоянного напряжения. Я со своей боязнью высоты уговорила Андрея не спускаться по фуникулерной дороге, а пойти по земляной и это оказалось не самым удачным решением. Она не менее крута, местами вообще только и оставалось по дереву пройти, Такой обратный путь занял больше времени. Ну да и ладно. Денек был в кайф, впечатлений вагон, счастья через край! Короче надо было непременно классное завершение этого чудодня. Поехали искать ночлег. И нашли идеальный вариант! В небольшом городке, недалеко от Языка Тролля был найден кемпинг прямо на берегу фьорда и там оставался последний домик у самого края. Ложились спать под звуки дождя и разбивающиеся о берег волны. Прекрасное завершение прекрасного дня.

Еще одним пунктом посещения были ставкирки. Ставкирки - это уникальные церкви, построенные в 10-13 веках из деревянных бревен без единого гвоздя. Такой способ постройки использовали викинги для строительства своих драккаров. К сожалению их сохранилось всего штук 30. Было даже создано общество по защите архитектурного наследия Норвегии, главной задачей которого было спасение и защита всех сохранившихся ставкирок. Мы посмотрели 2 из них. Одну из самых старинных - Ставкирка в Боргунне и Ставкирку в Ойе.

Вместо плавания по фьордам на корабле муж выбрал заплыв на каяке. Арендовать его проще простого. В хижине, где хранились эти самые каяки даже терминал безнал оплаты нашелся. Аренда обошлась тыщи в 4 если на рубли. Получили мы: собственно каяк, полдня плавания, непроницаемые сумки, вещи и советы от неочень участливого владельца, что делать, если мы перевернемся в воде. Нам было запрещено плыть в центре фьорда, т.к. ходят суда, но Андрей- антиситемщик, наплевал на всякие правила, и, не отплыв и двухста метров, он вырулил на середину) А по возвращению на сушу, мы снова столкнулись с латышами, которые тоже только вернулись с каяк-заплыва и были им изрядно вымотаны. Очень дивят эти случайные встречи. Ну как? Норвегия ведь не маленькая деревня.
В общем мне понравилось плавать на каяке, это действительно интреснее обычного тура на корабле, хотя наверное сравнивать нельзя, разные вещи.

Это было наше крайнее большое приключение в Норвегии. Мы так и не доехали до Бергена, решив, что юг слишком цивильный и туристический и немного однообразен. Полазили еще по небольшим пешим маршрутам, посетили пару музеев на тему викингов и поехали обратно в Стокгольм.

О Стокгольме мне хочется рассказать только один момент. В поисках уютного места для завтрака, мы совершенно случайно набрели на небольшое домашнее кафе, недалеко от центра города. Называется Nestius Mat & Cafe. Поняв, что мы русские, хозяйка обрадовалась и сразу захлопотала, как бы нас угостить, чтоб не просто омлет с кофе, а раз уж мы в Швеции, попробовать местную кухню. Очень приветливая доброжелательная женщина по имени Николь (в прошлой жизни, в России Люда)) нарассказывала нам про себя, про то как уехала из России, как военным врачом работала, как скиталась по всей Европе и как замуж за шведа вышла. Прям детектив! А готовит она мммм. Прям как у бабушки в гостях побывали) Вроде все просто; пюре, мясная запеканка, соус этот местный брусничный, нежнейший ягодный пирог, но делает она это все сама, вот, можно сказать, при тебе, на маленькой кухонке. Она все переживала, чтоб мы наелись и даже чай нам с собой снарядила с печеньями) А за все это удовольствие мы заплатили чуть больше 1000 р на двоих! Я в Москве таких мест не знаю...

Преисполненные позитивом от такой встречи мы отправились смотреть город, побывали в старой его части, зашли в какой-то музей и все, что-то ни сил, ни желания гулять уже особо не было, решили ехать на паром до Турку.
Про Финляндию писать не буду, мы прошатались по ней день и она мне не запомнилась. Хельсинки мне показался не очень примечательным городом. Только дорогущий зоопарк запомнился. Но думаю Финляндия как любая скандинавская страна хороша под снегом. У меня мечта пожить там загородом пару недель в зимний сезон, наверное это настоящая сказка.

Еще было посещение Выборга и Питера. Но это все тоже не так интересно и более доступно любому русскому. Хотя Выборг крутой городок! Мне очень понравился музей в Крепости. Я читала каждый стенд. Понравилась башня, парк Монрепо и старые улочки.

Перед приездом в Питер мы останавливались на ночлег на берегу Финского залива. Вопреки мыслям о небезопасности мероприятия, все оказалось так круто. Было тепло, тихо, не души на пару километров. Утром встретили красивейший рассвет. А вокруг палатки обнаружили лисьи следы.

В итоге мы намотали 5200 км, потратили что-то около 150 000 р на все, включая сборы, визы, ремонт машины, бензин и тд. Привезли 2/3 провизии назад. Наснимали около тысячи фото и сотню дурацких видео и за всю поездку ни на минуту друг другу не надоели, постоянно трепались и дурашничали) Это путешествие показало нам прежде всего, что возможно поехать и в самую дорогую страну не имея особо средств, но имея желание.

Кто дочитал эту писанину до конца мой вам посыл - дерзайте! Не раздумывайте долго, если чего-то хочется, делаете, потом может уже не хотеться или не мочься. Не ищите сложности там, где их нет. А еще любите и стремитесь вместе к новому, семья дает состояние полноценности и гармонии. Всем добра!